Что такое дислексия и как с ней справляться — Телеканал «О! »

Что за болезнь — дислексия?

Наверняка вы слышали, что существуют дети, которые читают задом наперед. Или те, которые заменяют определенные звуки произношения подобными. Есть люди, которые смешивают несколько звуков в один. Являются ли опасными подобные симптомы? Как их выявить? Можно ли ее вылечить? Существуют ли какие-то методы устранения?

Дислексия — расстройство навыков чтения. Ее симптомы связывают с нарушением определенных психических функций, отвечающих за данный навык. Среди наиболее часто встречающихся симптомов дислексии — ребенок неправильно распознает символы и знаки. В итоге появляются сложности в понимании текста.

Встречается ли дислексия у взрослых? Да, если в раннем возрасте сложности не были устранены.

История болезни

Сам термин был введен в обиход в конце 19-го века. Его использовал офтальмолог из Германии — Рудольф Берлин. Среди его клиентов был мальчик, которого не могли научить письму и чтению ни родители, ни преподаватели. С интеллектом у мальчика было все в порядке. На основании исследований Берлина, другой специалист — Прингл Морган опубликовал статью, в которой описывал симптомы нового заболевания. Он назвал его словесной слепотой. В начале прошлого века невропатолог Ортон заметил, что у ряда детей сложности с чтением не связаны с нарушениями зрения. Скорее, причина крылась в асимметрии полушарий головного мозга. Врач связывал это с проблемами восприятия визуальной информации. Однако некоторые врачи не были согласны с его позицией. Только 50 лет назад появилось четкое определение нового заболевания.

Как понять, что у ребенка дислексия?

Наиболее четкую картину дает МРТ. Для диагностики используют также нейровизуализацию и ПЭТ (позитронно-эмисионную томографию). У людей, которые испытывают подобные симптомы, наблюдается сниженная активность в области задней части извилины, которая располагается в средней височной доли мозга. Встречается еще один симптом: отличия в структуре мозговой ткани.

Выделяют и другую симптоматику заболевания:

  • нарушение равновесия между полушариями
  • перенесенные инфекции
  • ЧМТ
  • родовые травмы
  • осложнения во время беременности, связанные с перенесенными матерью, инфекциями
  • социальные факторы (дефицит общения, некачественное обучение, изоляция и пр.)

Диагностировать дислексию можно у пациентов, которые:

  • неуклюже захватывают инструмент письма
  • испытывают проблемы с концентрацией внимания
  • испытывают проблемы с памятью
  • изменяют последовательность букв в написании слов
  • отказываются от чтения вслух
  • отказываются от написания сочинений
  • испытывают трудности с ориентированием
  • испытывают сложности в чтении

Наличие большей части этих симптомов может свидетельствовать о начальной стадии развития заболевания.

Какие симптомы испытывают дети в дошкольном возрасте?

  • Поздно развивается речь.
  • Есть сложности в заучивании и произношении слов.
  • Ребенку сложно освоить навыки написания слов и чтения.
  • Существуют проблемы в общении со сверстниками.

В младшем школьном возрасте симптоматика может проявляться по-другому

  • Ученик может менять слова на схожие по звучанию.
  • Изменять слова при чтении.
  • В написании разворачивать буквы в обратную сторону.
  • Испытывает трудности в запоминании информации.
  • Путается в цифрах.
  • Испытывает сложности с координацией.

Как диагностировать?

Первый шаг — посещение врача. Только специалист может сделать выводы о необходимости лечения. Доктор должен собрать подробный анамнез, начиная с информации о том, как протекала беременность матери и как проходило развитие малыша в первые несколько лет жизни. Если вопрос о наличии заболевания ставится школьнику, то в анамнез будут включены сведения и об успеваемости ребенка по математике, русскому языку, литературе. Логопед может провести несколько тестов, которые включают задачи на слух, переписывание текста и диктант. Если отклонения будут установлены, специалист установит тип дислексии по характерным чертам.

Какие существуют виды дислексии?

Симптоматика зависит от вида заболевания. Современные специалисты выделяют 6 видов.

  • Мнестическая. Сложности в произношении слов и звуков.
  • Аграмматическая. Грамматические конструкции строятся с ошибками.
  • Семантическая. Чтение не складывается в предложения.
  • Тактильная. Наблюдается у людей, испытывающих серьезные проблемы со зрением. Невозможность чтения шрифта Брайля.
  • Оптическая. Человек не может читать по одной и той же строчке: его взгляд соскальзывает.
  • Акустическая. Встречается чаще всего. Характеризуется перестановкой слогов, смешением букв и пр.

Каждый вид требует корректировки, которую назначить может только специалист. Но такие проблемы не являются признаками отставания в развитии.

В домашних условиях можно только организовать профилактику.

Какие известные личности страдали дислексией?

Владимир Маяковский, Леонардо да Винчи, Мэрилин Монро, Уолт Дисней,

Квентин Тарантино, Кира Найтли, Киану Ривз и другие.

Как лечить?

Выполнять рекомендации специалистов. Возможно, придется внести некоторые корректировки в учебный процесс. К дислексикам применяются определенные подходы обучения, отличные от стандартных. Часто используют логопедические методы. Однако подбор метода зависит от того, какой именно тип заболевания был выявлен врачом.

Существуют ли меры профилактики?

При обнаружении первых симптомов важно начинать работать с ребенком как можно раньше. В комплекс профилактических мер входят упражнения на мелкую моторику, а также занятия, задействующие память и внимание. Очень важно работать в речью ребенка.

Игры помогут снизить риск возникновения дислексии. Первое время родителям стоит уделить больше внимания визуальным предметам и их названиям. Например, найдите с малышом все слова в комнате, которые начинаются на букву Т: Табуретка, Телевизор, Тумбочка, Тарелка и пр.

Для следующего упражнения можно вырезать буквы из бумаги или купить специальные магниты. Из них составьте предложение, «склеив» буквы между собой. Например: сегоднямыидемгулять. Предложите ребенку разделить слова. Можно попробовать заниматься составлением предложений из отдельных слов. Здесь важно соблюдать последовательность. Например, перемешайте слова: Дождь вечером пойдет завтра. И дайте ребенку задание переставить слова так, чтобы предложение звучало правильно.

Усложнять занятия нужно поэтапно: начните с самых простых занятий. Не стоит утомлять ребенка длительными упражнениями. Если ему станет скучно — вряд ли он будет хорошо воспринимать всю ту информацию, которую вы стремитесь до него донести.

Развить память, внимание и мышление ребенка помогут тренажеры Викиум. Начните прямо сейчас!

Чем отличаются друг от друга дислексия и дискалькулия?

“Почему мой ребёнок не хочет учиться? Почему отстаёт от сверстников? Он не старается или дело в чём-то ещё? Насколько это серьёзно? Неужели он провалит экзамены и я ничего не могу с этим сделать?” Эти и многие и другие вопросы мы задаём себе, когда дети приносят из школы плохие оценки. Проблемы с учёбой у детей — это настоящая головная боль родителей. Часто причиной школьной неуспеваемости являются расстройства обучения (нарушения обучаемости), среди которых наиболее распространены дислексия и дискалькулия. Чем они отличаются друг от друга?

Что такое расстройства обучения?

Расстройства обучения (нарушения обучаемости) представляют собой совокупность проблем, оказывающих негативное влияние на школьную успеваемость, в частности, на прогресс и цели обучения. Эти проблемы связаны с нарушениями когнитивных процессов, однако они не указывают на низкий интеллект.

Обычно эти трудности в течение некоторого времени остаются незамеченными, поскольку затрагивают только определённые области.

Каковы причины нарушений обучаемости?

Как и в большинстве случаев расстройств психологического характера, причины мультиказуальны:

  • Нейробиологические причины (основные).
  • Низкий социальный уровень окружения.
  • Низкое качество образования.
  • Ограниченные возможности обучения.
  • Низкая вовлечённость родителей.
Читайте также:  Сколько можно пить воды в день во время беременности в 1, 2, 3 триместре

Тем не менее, нарушения обучаемости возникают и у детей без каких-либо задержек когнитивного или эмоционального развития, растущих в здоровой семейной атмосфере и при нормальном качестве обучения.

Что такое дислексия?

Дислексия это расстройство обучения, при котором затруднено чтение и автоматизация навыков чтения. При этом трудности возникают как при выделении отдельных звуков, так и с понимаем их взаимосвязи с буквами, комбинациями для создания слов, а также с распознаванием и обработкой знаков.

Эта проблема, как правило, выявляется в первые годы обучения и встречается у 5-10% детей. При этом у мальчиков встречается чаще — на 3 мальчика-дислексика приходится 2 девочки.

Что такое дискалькулия?

Дискалькулия это нарушение обучаемости, при котором затруднено понимание чисел, математических терминов, базовой арифметики (сложение, вычитание, умножение и деление) и геометрии. Также могут пострадать визуально-пространственные способности и обработка речи.

По оценкам, дискалькулия встречается у 5% детей, у мальчиков и девочек поровну.

Как отличить дислексию от дискалькулии? В чём разница?

Дислексия и дискалькулия могут серьёзно осложнить обучение, однако наличие одного из этих расстройств вовсе означает развитие или присутствие второго. Итак, если у ребёнка возникли трудности с обучением, по каким признакам и симптомам можно понять, что проблема существует?

Признаки и симптомы дислексии

  • Трудности с чтением;
  • Избегание чтения вслух;
  • Проблемы с произношением;
  • Путаница в порядке букв;
  • Проблемы с пониманием, неспособность понять смысл прочитанного;
  • Трудности с узнаванием с первого взгляда знакомых слов;
  • В одном и том же упражнении — написание по-разному одного и того же слова;
  • Орфографические и грамматические ошибки;
  • Проблемы с функциональной памятью (невозможность запомнить слова из списка, номера телефонов, результаты игры и т.д.)

Признаки и симптомы дискалькулии

  • Проблемы с обучением счёту, арифметике. Как правило, ребёнок продолжает считать на пальцах, даже если его обучают более продвинутым способам вычислений;
  • Трудности даже с базовыми расчётами;
  • Проблемы с пониманием “больше, меньше, равно”;
  • Трудности с пониманием таблиц, графиков;
  • Проблемы с запоминанием математических данных;
  • Трудности с использованием математики в повседневной жизни (например, с расчётом сдачи, которую вам должны дать в магазине после оплаты покупки).
  • Проблемы с функциональной памятью.

Как дислексия и дискалькулия влияют на эмоции и повседневную жизнь?

Трудности с чтением — это большое препятствие на пути интеграции ребёнка в школе. Ребёнок стыдится читать вслух, тратит больше времени, отвечая на вопросы учителя — всё это подрывает уверенность в себе, создаёт чувство неполноценности. Кроме того, дислексикам тяжело правильно понимать иронию и шутки.

Дискалькулия имеет похожий эффект. Постоянные ошибки в расчётах и математике снижают самооценку. Ребёнок может начать сомневаться в себе и в своих способностях в целом, прийти к выводу, что он не может освоить и другие предметы. Могут пострадать и отношения со сверстниками, так как дискалькулики могут избегать совместных игр, видов спорта, где нужно, например, считать очки. Взрослый дискалькулик может бояться водить автомобиль.

Следует иметь ввиду, что в обоих случаях ребёнок рискует стать объектом насмешек со стороны одноклассников, так как он не такой, как все. Дети просто не понимают, как это возможно — не различать право и лево, не разобрать, глядя на часы, который час, или не прочитать простое предложение. Родители обязаны обучать детей постоять за себя, противостоять школьному буллингу, а также информировать учителей и руководство школы, если такая проблема присутствует.

Лечение расстройств обучения. Как лечат нарушения обучаемости?

Прежде всего, если вы подозреваете, что ваш ребёнок страдает одним из указанных расстройств, необходимо показать его специалисту. Можно обратиться к логопеду или психологу. Несмотря на то, что у этих специалистов будут разные подходы, тем не менее они могут назначить необходимое вмешательство и предложить различные методы и стратегии, чтобы справиться с проблемой. Крайне важна ранняя диагностика, поскольку это упрощает обучение ребёнка чтению, письму, вычислениям и выполнению всех связанных с ними задач. В ряде случаев выписываются психофармацевтические препараты.

С другой стороны, раннее психолого-педагогическое вмешательствопоможет избежать таких проблем, как демотивация ребёнка, отвращение к школе, а также эмоциональных потрясений. Однако не следует выполнять за ребёнка домашние задания или обвинять его в том, что он отстаёт в учёбе от одноклассников. Такое поведение родителей лишь усугубит ситуацию. Узнайте, как мотивировать ребёнка к учёбе.

Что касается специфических методов лечения дислексии, многие из них направлены на улучшение фокусировки и манипулирования речевыми звуками, а также на понимание последовательности букв и их соответствия звукам. Специализированные вмешательства при дискалькулии главным образом ориентированы на развитие математического мышления.

Дислексия и дискалькулия: какую помощь может оказать школа?

Школа — это место, где дети проводят значительную часть времени. Поэтому навыки обучения и самообучения играю важную роль в школьной среде. Преподавателям рекомендуется знать, что соответствующий подход к обучению детей с проблемами дислексии и дискалькулии может принести положительные результаты. Школьные педагоги могут использовать профессиональную нейрообразовательную платформу CogniFit для школ, назначая специальные когнитивные программы тренировок детям с проблемами расстройств обучения.

Помощь при дислексии:

  • Более простые инструкции, по возможности, с рисунками. При необходимости следует повторить их несколько раз.
  • Более короткие задания (или задание, разделённое на несколько упражнений).
  • Дополнительное время при сдаче экзаменов, чтении, письме и ответы на вопросы в классе.
  • Упрощение записей — чтобы ребёнок больше слушал. Желательно использовать крупные буквы на доске.
  • Предоставить бесплатные аудиокниги.
  • Обучение различным способам написания предложений для ответов на вопросы и выполнения заданий.
  • Предоставление возможности ребёнку выполнить задание альтернативным письму способом, например, с помощью устного доклада или видеорепортажа и т.д. Если это невозможно, то предоставить ребёнку другие опции — например, разрешить использовать более крупный лист бумаги для написания ответов.
  • Ежедневная проверка как домашних заданий, так и полученных на уроке навыках.

Помощь при дискалькулии:

  • Использование тетрадей в клеточку для написания цифр и других символов.
  • Использование калькулятора (если конечно задание не заключается в самом расчёте).
  • Использование таблицы умножения.
  • Использование списка уже выученных математических формул.
  • Использование небольших управляемых предметов, с помощью которых можно изучать математические операции: например, монеты или деревянные шарики.
  • Разделение упражнений по математике по темам.
  • Акцентирование внимание на ключевых словах и данныхматематических задач.
  • Также необходимо спрашивать ребёнка, как он будет решать задачу.

Как можно помочь дома ребёнку с дислексией/дискалькулией?

Как правило, ребёнок считает дом безопасным местом, где он находится под защитой от внешних проблем и угроз. Кроме обычных методов воспитания, существуют определённые стратегии помощи детям с нарушениями обучаемости.

Помощь при дислексии:

  • Маленьким детям полезно разучивать рифмы и песни для развития памяти.
  • Расскажите детям об аудиокнигах и слушайте их вместе с ними.
  • Используйте программу когнитивной тренировки при дислексии.
  • Предоставьте ребёнку комиксы, книги с картинками, газеты и журналы с фотографиями. Изображения помогают лучше понять и запомнить содержание прочитанной истории или новости. Также полезны кулинарные книги — пусть ребёнок прочитает рецепт и поможет вам приготовить блюдо.
  • Читайте сказки или другие книжки вслух, особенно если текст сложный и превышает уровень чтения ребёнка.
  • Проверьте домашнее задание у ребёнка, правописание и грамматику.
  • Узнайте, в каком формате у ребёнка проходит тот или иной экзамен (устный, письменный, в виде теста или в виде ответов на билеты), чтобы выбрать наиболее подходящий способ подготовки к нему.
  • Помогите ребёнку организовать распорядок дня и время выполнения уроков и домашних заданий с учётом его биоритмов — это поможет снизить тревожность и фрустрацию.
  • Используйте мнемотехники, особенно визуальные — они помогут лучше понять и запомнить содержание изучаемого текста.

Помощь при дискалькулии:

  • Играйте с ребёнком в настольные и карточные игры, в числа, онлайн-игры — во всё, что тренирует математические навыки.
  • Считайте вместе с помощью небольших предметов — например, можно использовать печенье, авторучки, конфеты, горох, детали лего, кубики и т.д.
  • Используйте специальную программу когнитивной тренировки при дискалькулии.
  • Организуйте выполнение ребёнком заданий по математике таким образом, чтобы он выполнял их блоками с небольшими перерывами.
  • Очень полезны музыкальные инструменты. Например, вы можете попросить ребёнка сыграть на пианино “три группы нот, каждый раз по четыре ноты”, отраженные на бумаге в виде палочек (IIII IIII IIII IIII). Затем попросите ребёнка сказать, сколько нот он всего сыграл и предложите решить задачу (умножить 3х4, объяснив, что он сыграл три раза по четыре ноты каждый раз).
  • Используется ролевые игры. Например, сыграйте в магазин. Ребёнок может быть “покупателем” в вашем магазине и ему нужно посчитать, сколько он должен заплатить и какую сдачу получить с определённой суммы. Полезно меняться ролями (вы — покупатель, ребёнок — продавец) на протяжении всей игры.
Читайте также:  Ихтиоз все, что необходимо знать » Медвестник

Необходимо, чтобы ваш ребёнок чувствовал понимание, поддержку и помощь. Это поможет ему развиваться и повысит самооценку. Не будем забывать, что способности ребёнка не ограничиваются умением читать и считать. У детей гораздо больше навыков, способностей и умений. Помогите их выявить и развить.

Мы рекомендуем родителям воспользоваться семейной платформой CogniFit, в которой вы сможете назначить подходящую программу когнитивной тренировки (например, при дислексии, дискалькулии или СДВГ) своему ребёнку.

Дислексия и Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

СДВГ — это расстройство, которое чаще всего ассоциируется с дислексией, поскольку оно также связано с проблемами понимания, запоминания, чтения и письма. По оценкам, 33% детей с дислексией страдают СДВГ, а 39% детей с СДВГ страдают дислексией. Поэтому в каждом конкретном случае нужно выявить, идёт ли речь только об одном расстройстве или у ребёнка присутствуют оба, чтобы разработать и назначить необходимое вмешательство. Безусловно, правильный диагноз может поставить только специалист, однако есть ряд факторов, помогающих выявить отличие между этими расстройствами.

Некоторые способы отличить дислексию и СДВГ:

  • Если при зрительной дислексии наблюдаются проблемы с чтением слов, предложений и текстов, то при СДВГ — ошибки только при чтении текстов.
  • При зрительной дислексии происходит сбой в лексической обработке, т.е затрудняется понимание смысла, значения прочитанного. И напротив, ошибки при СДВГ связаны с проблемами с вниманием и когнитивной импульсивностью.

Из-за возникающих трудностей дети-дислексики также склонны терять интерес к чтению, концентрацию и отвлекаться. Задача специалиста — определить, связано ли это с СДВГ или является следствием дислексии. Тем не менее, нужно признать, что несмотря на то, что дислексия и СДВГ являются отдельными расстройствами, иногда их бывает крайне трудно отделить друг от друга.

Другие расстройства обучения

Дисграфия

Нарушение процесса письма, преобразования речи в письменную форму, правильное написание. При дисграфии больше всего страдает орфография и письмо от руки. Также существует проблемы с организацией букв, слов и чисел. Различают два основных вида дисграфии:

  • Моторная дисграфия: трудности движения руки во время письма, неправильное удержание ручки, слишком медленное или слишком быстрое письмо, неправильная поза при письме и т.д.
  • Специфическая дисграфия: неадекватный размер букв, искажение букв, слишком маленькое или большое пространство между буквами или словами и прочие ошибки, затрудняющие понимание текста.

Также различают формы дисграфии — акустическая, артикулярно-акустическая, дисграфия на основе нарушения языкового анализа, аграмматическая и оптическая.

Письмо является основой как в повседневной жизни, так и в системе обучения, наличие дисграфии будет негативно отражаться и на других сферах обучения.

Диспраксия

Диспраксия — это нарушении координации движений у детей с нормальным мышечным тонусом, так называемая неуклюжесть. В данном случае страдает организация движений (что и как делать). При этом, поскольку мозг недостаточно обрабатывает информацию, это приводит к нарушению передачи сообщений. Это отражается на процессах восприятия, мышления и речи ребёнка, чтении и письме, а также на кратковременной памяти и двигательной активности (например, ходьба).

Дислалия

Дислалия — это нарушение произношения звуков при нормальном физическом слухе и развитии речевого аппарата. Такие дети могут, например, неправильно или с трудом произносить свистящие и шипящие звуки, картавить, заменять одни звуки другими и т.д. Эти проблемы вызывают серьёзную озабоченность у родителей, поскольку они связывают их с каким-либо когнитивным отставанием в развитии. Эти трудности обычно проходят со временем, однако может потребоваться вмешательство логопеда. Подробнее о нарушениях речи можно узнать здесь.

Спасибо, что прочитали эту статью. Будем рады вашим вопросам и комментариям.

Перевела с испанского Анна Иноземцева

Дислексия музыкальная

Дисграфия и дислексия — кто виноват, и что делать?

Много неприятностей, сложностей, разочарований, досады и проблем приносят родителям нарушения речи, чтения и письма у их детей. Часто и родители, и учителя склонны видеть причину плохой школьной успеваемости исключительно в лени ребенка: «Он просто не старается». Но вот специалисты считают, что 80 % проблем с учебой вызваны вовсе не ленью. Чем же? Давайте разберемся!

Дислексия — это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.

ДИСЛЕКСИЯ ПРОЯВЛЯЕТСЯ в замедлении процесса овладения чтением, а также в замедлении темпа, скорости чтения (брадилексия). Более значительными проявлениями дислексии являются стойкие и специфические ошибки чтения.

Дислексия отрицательно влияет на формирование личности ребенка.

Неудачи школьника при овладении чтением могут способствовать возникновению и закреплению таких черт характера, как неуверенность в себе, робость, тревожная мнительность или, наоборот, агрессивность, озлобленность, негативизм. В одних случаях эти аффективные реакции являются следствием дислексии. В других случаях они непосредственно не связаны с дислексией, а лишь сопровождают её течение, включаясь в общую структуру нервно-психических заболеваний.

Хочу обратить Ваше внимание на тот факт, что ошибки чтения закономерно встречаются у всех детей на начальных этапах обучения чтению.

У обычных детей ошибки при чтении, даже специфического характера, довольно быстро исчезают. У детей же, страдающих дислексией, эти ошибки сохраняются продолжительное время, месяцы и даже годы.

Таким образом, дислексия определяется в результате наблюдения за ходом освоения нового учебного навыка для ребёнка и его анализа. При дислексии нарушения чтения носят избирательный характер и представляют собой явное несоответствие с успехами по другим предметам.

1. Ошибки чтения при дислексии являются стойкими, и без специальной коррекционной работы они могут сохраняться у ребенка в течение многих месяцев и лет.

2. Ошибки чтения при дислексии носят специфический характер.

При дислексии наблюдаются следующие специфические ошибки при чтении:

Замены и смешения звуков при чтении: замены и смешения фонематически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и др.), а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-в и др.).

Побуквенное чтение — нарушение слияния звуков в слоги и слова. При побуквенном чтении буквы называются поочерёдно нанизываются одна на другую, «бухштабируются». Например, РАМА — Р,А,М,А.

Искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках: а) в пропусках согласных при стечении, б) пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения, в) добавлении лишних звуков при чтении, г) перестановках звуков, д) пропусках, перестановках слогов при чтении и др.

Нарушения понимания прочитанного проявляются на уровне отдельного слова, а также предложения и текста. Эта группа нарушений чтения выделяется в тех случаях, когда не наблюдаются расстройства технической стороны процесса письма.

Аграмматизмы при чтении. Эта группа ошибок проявляется на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения в падежных окончаниях, в согласованиях существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов и др.

Формы дислексий и дисграфий

Фонематическая дислексия и дисграфия

Наиболее часто встречается фонематическая дислексия и дисграфия (по традиционной терминологии акустическая). Ее описывают под разными названиями практически все авторы. Детям с этой формой дисграфии трудно услышать звуковой состав слова. Они плохо ориентированы в звучании слов, звуки речи путаются, сливаются между собой в словах и сами слова нередко сливаются друг с другом. Слышимая речь плохо воспринимается. А для правильного письма необходима тонкая слуховая дифференциация звуков, анализ всех акустических смыслоразличительных признаков звука. Проявляется фонематическая дисграфия на письме в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. Ребенок пишет не то, что ему говорят, а то, что он услышал. Слово «щетка» пишется как «четка», слова «копия» и «копья» звучат и пишутся одинаково. Частая ошибка – замена гласных даже в ударном положении. Что-то ребенок понимает точно, а что-то очень приблизительно. Возникают трудности и при усвоении правил правописания, так как ребенок не слышит всех изменений звука при грамматическом изменении слов, не делает необходимых обобщений и не чувствует связи слов. Ошибки возникают и при чтении: дети путают буквы, пропускают согласные при стечении, переставляют слоги, читают по догадке.

Читайте также:  Ангиография сосудов нижних конечностей - показания, виды, подготовка к процедуре, особенности

Оптическая дислексия и дисграфия

Оптическая дислексия и дисграфия (зрительная по другой терминологии) обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Чтобы научиться читать и писать необходимо зрение на буквы – буквенный гнозис. Буква отличается от любого другого рисунка прежде всего своей условностью, она никак не связана по смыслу с тем звуком, который обозначает. В истории человечества буквы приобрели такое большое значение, что в мозге, в его левом полушарии, выделилась специальная область, отвечающая за букву. Нарушение буквенного гнозиса, пространственных представлений проявляется в трудностях усвоения букв, их заменах и искажениях на письме и при чтении. Смешиваются и взаимозаменяются похожие по рисунку буквы (З — Э, Р — Ь), буквы, отличающиеся дополнительными элементами (Л — Д, З — В), буквы, состоящие из одинаковых, но различно расположенных в пространстве элементов (Н – П – И, Т – Г). Дети, которым трудно запомнить букву зрительно, могут перевернуть букву, пропустить или добавить лишний крючок. К оптическим дисграфиям относятся и зеркальные перевороты букв. Зеркальное письмо чаще встречается у левшей, которые могут прочитать, написать и скопировать букву, цифру или слово равновероятно в любом направлении.

Кинетическая (моторная) дислексия и дисграфия

Как самостоятельную, эту форму нарушения письменной речи выделяют не все авторы. Однако, многие отмечают нарушения движений глаз в процессе чтения (окуломоторную дислексию). Неподвижный взгляд практически не воспринимает сложное по структуре изображение. Всякое сложное восприятие осуществляется с помощью активных, поисковых движений глаза. Перевод взора с буквы на букву, со слова на слово, со строки на строку имеет свои закономерности. Детям не всегда удается овладеть ими беспрепятственно. Кинетическая (моторная) дисграфия обусловлена определенными требованиями к движению руки, если они не соблюдаются, возникают характерные трудности движения руки во время письма.

По поводу правомерности отнесения дизорфографии к дисграфии тоже нет единства мнений. В настоящее время это наименее изученная категория нарушений письма. Считается, что при дизорфографии у ребенка отсутствует «чутье» на орфограммы, на странице он может допустить от 15 до 60 ошибок. Ребенок не может определить, где именно нужно применить хорошо известное ему правило, не может обнаружить ошибку и тем более ее исправить. Иначе говоря, «правила знает, а применить не может». Обнаружение орфограмм и решение орфографической задачи требует владения морфологическим анализом слов, достаточного лексического запаса, способности выбирать необходимые проверочные слова по формально грамматическим признакам. Трудности в овладении орфографическими умениями отмечаются не только в начальный период обучения, но и в средних и старших классах. Наиболее частыми являются ошибки на правила, которые изучаются в начальной школе. Особый род дизорфографии представляет собой стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией. Дети с дизорфографией особенно нуждаются в логопедической помощи. Без нее они часто оказываются в числе неуспевающих по всем предметам.

Вторичная (неспецифическая) дислексия и дисграфия.

Все эти виды дисграфий являются первичными, т.к. обусловлены нарушением одной из базисных для письменной речи предпосылок. Отличительной особенностью вторичных нарушений чтения и письма является отсутствие специфических предпосылок к ним. Такие дети легко дифференцируют фонемы, ориентируются в звуко-буквенном анализе слова, узнают сложные зрительные изображения, у них нет ограничений в движениях. В возникновении вторичных дислексий и дисграфий существенную роль играют дефицит произвольной концентрации, переключения и распределения внимания. Плохая слухо-речевая память мешает запомнить прочитанный или диктуемый текст и правильно воспроизвести его. Особое значение имеет темп деятельности во время письма и чтения. Дети, которые по каким-либо причинам, не успевают писать и читать в заданном темпе, торопясь выполнить задание, делают самые разнообразные ошибки. Можно подумать,что у них присутствуют все виды дислексий и дисграфий сразу. Однако, при снижении темпа эти дети достаточно хорошо читают и пишут.

Что могут сделать родители?

• Первое — это, конечно, посетить специалиста, для точности постановки диагноза. И уже потом совместно с врачом, разрабатывать и искать пути коррекции этих проблем.

• Запомните! Не когда не начинайте преодоление дисграфии с упражнений в письме. Очень часто ребенок не успевает в письме, так как не различает на слух некоторые звуки. И абсолютно бесполезно мучить его диктантами, не научив предварительно различать звуки. Причину искать надо – ведь если ребенок не владеет анализом речевого потока, или не различает сходные по написанию буквы, успехов в улучшении качества письма диктантами вы не добьетесь. Это будут лишь упражнения в неправильном письме, и больше ничего.

• Бывает и так, что причину нарушений письма или чтения, отыскать не удается. И родителям кажется, что для дисграфии здесь нет никакой почвы. Эти случаи можно объяснить так – письмо, сложный вид деятельности, который состоит из ряда разных по сложности операций, которые необходимо выполнять одновременно: это умение различать все составляющие их звуки, соотносить эти звуки с буквами, выбирая при этом соответствующие буквенные знаки и переводя зрительные образы букв в двигательные, а также определять последовательность звуков в слове, не говоря уже о необходимости соблюдения графических норм и хотя бы самых элементарных грамматических правил. Детям тяжело соединить все эти операции в одну, и не стоит удивляться, если по отдельности ребенок все это умеет, но не может выполнить все операции одновременно. А тем более тяжело соединить эти операции воедино, если хотя бы одной из них ребенок не овладел полностью, на 100%. Установить точный диагноз и причину нарушений – вот залог успешной коррекции.

Советы родителям специалисты дают разные, меня заинтересовали те, которые, возможно не совсем традиционны, но логика в них есть:

  1. Старайтесь каждые выходные вывозить ребенка на природу, и среди недели больше гулять, пусть ребенок дышит свежим воздухом и насыщает подкорку кислородом.
  1. Запишите ребенка в секцию ушу. Китайская гимнастика как нельзя лучше поможет справиться с проблемами правописания, так как в ее основе — дыхательные упражнения, подстегивающие развитие подкорки.

3. Вашему малышу не подходит ушу? Запишите его в музыкальную школу — занятия музыкой наладят взаимную работу полушарий, разовьют моторику рук, что немедленно и лучшим образом отразится на письме.

4.Приучите его каждое утро и вечер массировать шейную и затылочную зоны жестким полотенцем, принимать контрастный душ, все это активизирует мозговую деятельность.

5. Без игр никак нельзя – при всех видах дисграфии или дислексия, не будут лишними игры. Играйте в слова, сначала вы произносите слово и просите ребенка придумать слово, которое начинается на последнюю букву, постепенно усложняйте задачу, пусть ребенок придумывает слова на предпоследнюю или третью с конца букву вашего слова.

Если у ребенка нет четкого наглядного образа для букв, можно играть так: вырезаем из бархатной бумаги алфавит (или скручиваем его из толстой проволоки, или лепим из пластилина, или покупаем азбуку на магнитиках), и пусть ребенок на ощупь угадывает буквы. Здорово срабатывает пляжная забава: писать буквы на спине или на детской ладони, и отгадывать их.

7. Занимайтесь кинезиологическими упражнениями-они дают очень ощутимый результат! (Скачать можно в интернете.)

Ссылка на основную публикацию
Что такое бигеминия тригемения и квадригеминия — заболевания сердца
Что такое квадригеминия и чем она опасна? Каждый человек может столкнуться с вопросом, что такое Квадригеминия. Она является одним из...
Что порекомендовать при охриплости и потере голоса Еженедельник АПТЕКА
Гомеовокс : инструкция по применению Описание Блестящие белые цилиндрические двояковыпуклые покрытые оболочкой таблетки, без запаха. Состав В таблетке, покрытой оболочкой:...
Что представляет собой Фенибут отпускают ли его без рецепта и как применяют в спортивном питании Лен
Почему Фенибут продают строго по рецептам? прочитала о чудодейственном Фенибуте. И нервы успокаивает, и мозговую деятельность улучшает. Вообще, разрабатывался педиатрами...
Что такое биполярное расстройство простыми словами
Что такое биполярное расстройство простыми словами Про них пишут книги и снимают фильмы. Кто же они таки, эти «биполярники»? Если...
Adblock detector