ФГБНУ НЦПЗ; Патология психического развития

Инфантилизм психический

1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг .

  • Инфантили́зм
  • Инфаркт

Смотреть что такое «Инфантилизм психический» в других словарях:

Инфантилизм психический — (Laseque, 1864; Anton, 1906) задержка психического и личностного развития на детской или ювенильной стадии онтогенеза. G. Anton различает также “парциальный” инфантилизм, проявляющийся лишь незрелостью поведения. Г.Е. Сухарева (1959) выделяет… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Инфантилизм психический — (Lasegue E.Ch., 1864; Anton G., 1906). Особый вид остановки развития личности на ювенильной ступени. Отмечается в первую очередь эмоциональными характерологическими особенностями, неустойчивостью настроения, плохо контролируемыми влечениями,… … Толковый словарь психиатрических терминов

инфантилизм психический — (i. psychicus; син. психическая незрелость) И. с наличием присущих детской психике особенностей суждений и поведения: повышенной внушаемостью, эмоциональной неустойчивостью, зависимостью от родителей и т. п … Большой медицинский словарь

Инфантилизм психический — отставание ребёнка в личностном развитии (общее недоразвитие, специфические отклонения) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ИНФАНТИЛИЗМ — ИНФАНТИЛИЗМ, infantilismus (от лат. iufantilis детский), отсталость физ. и псих. развития. Название впервые было предложено Ласегом (Lasegue). В 1871 г. Лорен (Lorain) под этим названием описал определенный тип задержанных в общем развитии лиц,… … Большая медицинская энциклопедия

ИНФАНТИЛИЗМ — (от лат. infantilis детский) сохранение у взрослых особей физических и психических черт, свойственных детскому возрасту. Может быть общим и частичным (напр., половой инфантилизм). Возникает при нарушениях внутриутробного развития, внутренней… … Большой Энциклопедический словарь

инфантилизм — а; м. [от лат. infantilis младенческий, детский]. 1. Мед. Отсталость в развитии, проявляющаяся в сохранении у взрослого физических или психических черт, свойственных ребёнку. Страдать инфантилизмом. 2. Книжн. Поведение, черты характера взрослого … Энциклопедический словарь

Инфантилизм — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

инфантилизм — 1. Сохранение в психике и поведении взрослого человека свойств, черт, качеств и особенностей, присущих детскому возрасту. 2. Форма задержки при прохождении стадий развития онтогенетического, при коей оказываются недоразвитыми и функции физические … Большая психологическая энциклопедия

Инфантилизм — (от лат. infantilis детский, младенческий) отставание в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам. В медицине понятием И. обозначают отставание в физическом развитии, которое… … Педагогический терминологический словарь

ИНФАНТИЛИЗМ — (от лат. infantilis младенческий, детский) сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Человек, к рому свойствен психический И. (инфантил), при нормальном или даже ускоренном физическом и умственном… … Педагогический словарь

Читайте также:  Что такое гиперактивность ребенка Как лечить

Дисгармонический инфантилизм

Дисгармонический инфантилизм отличается сочетанием признаков психической незрелости, свойственной простому инфантилизму с отдельными патологическими чертами характера, такими как аффективная возбудимость, конфликтность, лживость и хвастовство, эгоизм, капризность, повышенный интерес к социальным эксцессам. Отдельные патологические черты характера обнаруживаются уже на 1—2-м году жизни в виде упрямства, реакций протеста, стремления настоять на своем, обидеть близких, сделать им больно. У детей старшего возраста черты незрелости эмоционально-волевой сферы «перекрываются» девиантным поведением и патологическими чертами характера. Структура и возрастная динамика дисгармонического инфантилизма позволяют расценивать его как этап формирующейся психопатии.

Инфантилизм, связанный с психоорганическим синдромом

Наиболее распространенным вариантом органического, или психического, инфантилизма является инфантилизм, связанный с психоорганическим синдромом. Он развивается вследствие органического повреждения мозга [2]. Поскольку нередко речь идет о внутриутробном повреждении плода, то при этом типе инфантилизма часто встречаются множественные стигмы дизморфогенеза — низкорослость, дискрании, дизотия, высокое небо, неправильный рост волос, зубов и т. п. Клиническая картина этой формы инфантилизма чрезвычайно полиморфна и определяется выраженностью других психопатологических симптомов органического поражения головного мозга. Эмоционально-волевая незрелость, как и при простом инфантилизме, проявляется детскостью поведения, суждений, наивностью, внушаемостью, преобладанием игровых интересов, неспособностью к занятиям, требующим волевого усилия. Особенности интеллектуальной деятельности в этих случаях — инертность и плохая переключаемость мыслительных процессов. Кроме того, отмечаются снижение эмоциональной живости и яркости эмоций, поверхностность эмоциональных привязанностей, бедность воображения. Игровую, а затем и учебную деятельность характеризуют однообразие и малая заинтересованность в оценке своих действий, отражающая низкий уровень притязаний. Наряду с этим наблюдаются некритичность, двигательная расторможенность и элементы психопатоподобного поведения. Пограничная интеллектуальная недостаточность у этих детей выражена в большей степени, чем при других формах инфантилизма: задерживаются в развитии предпосылки интеллектуальной деятельности — внимание, память, психическая работоспособность [11]. Но эти расстройства, имея некоторое сходство с легкими формами умственной отсталости, отличаются от дебильности преобладанием признаков эмоционально-волевой незрелости и меньшей пораженностью собственно интеллектуальных функций (таких как способность к обобщению и абстрагированию).

Инфантилизм

Инфантильность (детскость, незрелость) психики с частичным несоответствием развития психических функций возрасту ребенка рассматривается как самая легкая степень нарушенного развития, что нашло отражение в разных группировках дизонтогенеза, в которых инфантилизм определяется как «задержанное развитие» и соответствует уровню психических аномалий, но не психического дефекта (как это характерно для «задержек развития»).

Значение психического инфантилизма для понимания специфики психической патологии в подростковом возрасте нельзя недооценивать, поскольку этот феномен может наблюдаться в рамках любого психического заболевания и патологического состояния. Он характеризует уровень поражения, предпочтительность симптоматики непсихотического регистра, некоторые механизмы формирования клинической картины, особенности социальной адаптации, критических способностей, мотивации поведения.

Читайте также:  Амизончик состав, показания, дозировка, побочные эффекты

Инфантилизм может определять клиническую картину и спектр личностных и психопатологических расстройств. По происхождению выделяют инфантилизм конституциональный, органический, психоэндокринный, соматогенный, социокультуральный; по полноте охвата психических сфер – тотальный и парциальный, психический и психофизический; по возрасту выявления – инфантилизм и ювенилизм.

В рамках ранних резидуально-органических состояний инфантилизм имеет очевидную возрастную динамику и нередко приходит на смену задержкам психического развития (вариант дизонтогенеза с более выраженной дефицитарностыо психики). Отличительными особенностями органического инфантилизма являются: охват всех сфер психики, сопряженность с задержанным физическим и сексуальным созреванием, включение в структуру инфантилизма нарушений предпосылок интеллекта (внимание, темп работоспособности, волевой контроль над интеллектуальной деятельностью), а также способности к логическому и аналитическому мышлению. При этом характерны недостаточная возможность осмысления, внутренней переработки событий, прогнозирования, слабость понятийного мышления. Подростки мало задумываются над последствиями совершаемого, от них скрыт внутренний смысл сложных поведенческих актов. При других патологических состояниях (психопатии, шизофрения, патологические развития) инфантилизм является преимущественно личностным и, как правило, дисгармоническим или диссоциированным.

Клиника личностного инфантилизма включает в себя такие проявления, как эмоциональная насыщенность, живость, образность, недостаточная дифференцированность восприятия, его поверхностность и неустойчивость, повышенная и изменчивая впечатлительность с чрезмерным интересом к внешним эффектам, игровая направленность интересов и увлечений, часто определяющая отношение к себе и окружающим, эгоцентричность и истероидные включения с позерством, рисовкой, стремлением быть в центре внимания, склонностью к вымыслам.

Незрелость волевых функций проявляется у ребенка в повышенной конформности, внушаемости, неорганизованности, стремлении к реализации сиюминутных побуждений, с большим риском принятия случайных решений без борьбы мотивов и склонностью имитировать все, что он видит и получает от общения с другими, включая даже голос и почерк. К этому же ряду относится неспособность сдерживать влечения.

При некоторых формах инфантилизма отмечаются избыточность движений и их недостаточная координация, чрезмерность изобразительной и игровой мимики, неспособность к изолированным точным двигательным актам (так называемый моторный инфантилизм, по Ф. Гомбургеру).

Задержанное развитие определяет стойкое сохранение особенностей детской психики (инфантилизм), появление же незрелости в период пубертата сопровождается фиксацией особенностей ранней подростковой психики (ювенилизм). В последнем случае имеют место снижение способности к социально одобряемой деятельности с отчетливой склонностью к усвоению отрицательного опыта, стремление к самоутверждению, отсутствие тенденции к инволюции эмоциональной логики, задержка выработки чувства долга и критической самооценки, преобладание форм протестного поведения, частота нарушения социальной адаптации.

Парциальный личностный дисгармонический инфантилизм (ювенилизм) составляет основу разных форм личностной патологии, начинающейся с детства, и наиболее выражен у неустойчивых и истерических личностей. Степень выраженности личностной незрелости может быть различной, что и определяет возможность разной судебнопсихиатрической квалификации состояния.

Клиническими критериями невменяемости при инфантилизме являются:

  • 1) выраженная дисгармоничность до уровня диссоциированности, исключающая возможность коррекции своего поведения;
  • 2) тотальность психического инфантилизма в сочетании с его крайней неравномерностью, определяющая несоответствующий возрасту характер поведения и интересов;
  • 3) преобладание в структуре инфантилизма (ювенилизма) свойств психики ребенка или подростка;
  • 4) сочетание инфантилизма с признаками задержек развития, определяющих более глубокий уровень нарушений психики;
  • 5) преобладание и выраженность незрелости волевых функций (стойкая внушаемость, подражательность, тенденция к идентификации себя с кем-либо из окружающих, инфантильная импульсивность при принятии решений с отсутствием внутренней переработки побуждений, нарушение волевого самоконтроля, неуправляемость поведения);
  • 6) отсутствие тенденции к обратному развитию инфантильных черт с возрастом, с постепенным увеличением их неравномерности и все бо́льшим выявлением «ножниц» между уровнем психической зрелости и паспортным возрастом;
  • 7) недоразвитие способности к прогнозированию последствий своих действий и к критической самооценке;
  • 8) характерность сочетания психического инфантилизма с симптоматикой, преимущественной для возраста (синдром патологического фантазирования, сверхценных образований, расстройств влечений).
Читайте также:  Шишка на щеке причины, симптомы, лечение, восстановительный период и советы врачей

Задержки развития

Понятие «задержки интеллектуального развития» было выделено Н. Stutte [Клиническая психиатрия, 1967] как альтернативное олигофрении. В отличие от врожденного недоразвития интеллекта, охватывающего все сферы психики, т.е. носящего тотальный характер, значительно чаще встречаются парциальные (частичные) нарушения психического развития, обозначаемые как «задержки». Задержки развития включают интеллектуальную недостаточность и рассматриваются не как аномалия, а как легкий парциальный психический дефект. Причины их возникновения, как и инфантилизма, могут быть различными, включая ранние инфекционные и травматические поражения головного мозга, детскую шизофрению, раннюю эпилепсию и грубые стойкие социальнопсихологические воздействия. В частности, длительная депривация и психотравмирование также могут быть причиной «задержек». Легкие задержки интеллектуального развития, которые не исключают внутренней переработки психотравмирующих обстоятельств, могут вместе с тем определять значительное своеобразие психогенного реагирования. Ребенок с задержкой развития нередко воспринимается родителями как несчастье, становится причиной семейного разлада. Отклонения в психике у таких детей обычно замечают рано, особенно если ребенок находится вне семьи (сад, школа). Если ребенок отличается непонятливостью, отсутствием тонких эмоций, над ним начинают посмеиваться, дают прозвища, отстраняются от него. А для ребенка с недостаточностью интеллекта, который не может понять причины такого отношения, все представляется опасным, враждебным, поэтому у него появляются тревога, подавленность, замкнутость. Положение изгоя сопровождает ребенка и в школе, и на улице, и дома, становится причиной тяжелых и длительных переживаний, которые могут принимать болезненный характер. Психогенные расстройства могут способствовать временному усугублению интеллектуальной недостаточности (состояние декомпенсации).

Особенности реагирования таких детей зависят не только от глубины задержки развития, но и, что очень важно, от реакции окружающих на их неполноценность. Чем заметнее, карикатурнее эта реакция, тем тяжелее и длительнее болезненное состояние. Возникающие при этом психогении чаще оформляются по наиболее элементарному типу и сопровождаются изменениями личностных особенностей с появлением таких черт, как возбудимость, тормозимость, истероидность. Особенно тягостные последствия наблюдаются у детей с задержкой развития при сочетании органических, психогенных, психосоциальных и депривационных влияний.

Ссылка на основную публикацию
Ущемленная грыжа причины, симптомы, лечение, что это такое
Ущемление грыжи Ущемление грыжи — это сдавление грыжевого содержимого в грыжевых воротах (дефектах передней брюшной стенки, от­верстиях диафрагмы, карманах брюшной...
Ученые выяснили, что черноплодная рябина снижает артериальное давление
Черноплодная рябина повышает или понижает давление? Черноплодная рябина, или черноплодка – это терпкая полезная ягода с уникальными свойствами. Вопрос о...
Ученые назвали причину аномальных изменений костей черепа; Российская газета
Нарост на черепе. Как гаджеты меняют скелет человека? Раньше наросты встречались гораздо реже и преимущественно у пожилых Человеческий скелет меняется...
Фазы ревматизма степени активности процесса, стадии изменения ткани
Неактивный гепатит С Опасным заболеванием печени, которое может привести к аутоиммунному поражению других органов, является неактивный гепатит С. Возбудитель попадает...
Adblock detector