Текст клятвы Гиппократа (с комментариями)

Клятва Гиппократа — Hippocratic Oath

Клятва Гиппократа является клятва исторически принято врачей . Это один из самых известных греческих медицинских текстов. В своей первоначальной форме он требует от нового врача поклясться рядом богов исцеления в соблюдении определенных этических стандартов. Клятва — это самое раннее выражение медицинской этики в западном мире, устанавливающее несколько принципов медицинской этики, которые имеют первостепенное значение и сегодня. К ним относятся принципы медицинской конфиденциальности и непричинения вреда . Древний текст представляет собой основополагающую формулировку определенных принципов, которые продолжают направлять и информировать медицинскую практику, поэтому он имеет более чем историческую и символическую ценность. Принятие клятвы в измененной форме остается обрядом посвящения для выпускников медицинских вузов во многих странах.

В западной культуре Гиппократа часто называют отцом медицины . Первоначальная клятва была написана на ионическом греческом языке между V и III веками до нашей эры. Обычно его включают в Корпус Гиппократа .

Содержание

  • 1 Текст присяги
    • 1.1 Самая ранняя сохранившаяся копия
    • 1.2 «Сначала не навреди»
  • 2 Контекст и интерпретация
  • 3 Современные версии и актуальность
  • 4 Нарушение клятвы Гиппократа
  • 5 Смотрите также
  • 6 Ссылки
  • 7 дальнейшее чтение
  • 8 внешние ссылки

Текст присяги

Самая ранняя сохранившаяся копия

Самые старые частичные фрагменты Клятвы датируются примерно 275 годом нашей эры. Самая старая из сохранившихся версий датируется примерно 10-11 веками и хранится в библиотеке Ватикана . Часто цитируемая версия, датированная 1595 годом, появляется на греческом койне с латинским переводом. В этом переводе автор переводит « πεσσὸν » на латинское « fœtum ».

Клятва Гиппократа на греческом языке из издания Леба 1923 года, за которым следует английский перевод:

ὄμνυμι Ἀπόλλωνα ἰητρὸν καὶ Ἀσκληπιὸν καὶ Ὑγείαν καὶ Πανάκειαν καὶ θεοὺς πάντας τε καὶ πάσας, ἵστορας ποιεύμενος, ἐπιτελέα ποιήσειν κατὰ δύναμιν καὶ κρίσιν ἐμὴν ὅρκον τόνδε καὶ συγγραφὴν τήνδε:

ἡγήσεσθαι μὲν τὸν διδάξαντά με τὴν τέχνην ταύτην ἴσα γενέτῃσιν ἐμοῖς, καὶ βίου κοινώσεσθαι, καὶ χρεῶν χρηΐζοντι μετάδοσιν ποιήσεσθαι, καὶ γένος τὸ ἐξ αὐτοῦ ἀδελφοῖς ἴσον ἐπικρινεῖν ἄρρεσι, καὶ διδάξειν τὴν τέχνην ταύτην, ἢν χρηΐζωσι μανθάνειν, ἄνευ μισθοῦ καὶ συγγραφῆς, παραγγελίης τε καὶ ἀκροήσιος καὶ τῆς λοίπης ἁπάσης μαθήσιος μετάδοσιν ποιήσεσθαι υἱοῖς τε ἐμοῖς καὶ τοῖς τοῦ ἐμὲ διδάξαντος, καὶ μαθητῇσι συγγεγραμμένοις τε καὶ ὡρκισμένοις νόμῳ ἰητρικῷ, ἄλλῳ δὲ οὐδενί.

διαιτήμασί τε χρήσομαι ἐπ᾽ ὠφελείῃ καμνόντων κατὰ δύναμιν καὶ κρίσιν ἐμήν, πὶ δηλήσει δὲ καὶ ἀρικίῃ ε.

οὐ δώσω δὲ οὐδὲ φάρμακον οὐδενὶ αἰτηθεὶς θανάσιμον, οὐδὲ ὑφηγήσομαι συμβουλίην τοιήνδε: μουυως δ οσι οσν.

ἁγνῶς δὲ καὶ ὁσίως διατηρήσω βίον τὸν ἐμὸν καὶ τέχνην τὴν ἐμήν.

οὐ τεμέω δὲ οὐδὲ μὴν λιθιῶντας, ἐκχωρήσω δὲ ἐργάτῃσιν ἀνδράσι πρήξιος τῆσδε.

ἐς οἰκίας δὲ ὁκόσας ἂν ἐσίω, ἐσελεύσομαι ἐπ ὠφελείῃ καμνόντων, ἐκτὸς ἐὼν πάσης ἀδικίης ἑκουσίης καὶ φθορίης, τῆς τε ἄλλης καὶ ἀφροδισίων ἔργων ἐπί τε γυναικείων σωμάτων καὶ ἀνδρῴων, ἐλευθέρων τε καὶ δούλων.

ἃ δ᾽ ἂν ἐνθεραπείῃ ἴδω ἢ ἀκούσω, ἢ καὶ ἄνευ θεραπείης κατὰ βίον ἀνθρώπων, ἃμω χρή ποτε καιε δω κοαιενατε, σαι, σατε, σ, σ σ

ὅρκον μὲν οὖν μοι τόνδε ἐπιτελέα ποιέοντι, καὶ μὴ συγχέοντι, εἴη ἐπαύρασθαι καὶ βίου καὶ τέχνης δοξαζομένῳ παρὰ πᾶσιν ἀνθρώποις ἐς τὸν αἰεὶ χρόνον: παραβαίνοντι δὲ καὶ ἐπιορκέοντι, τἀναντία τούτων.

Я клянусь Аполлоном Врачом, Асклепием , Гигиеей , Панацеей и всеми богами и богинями, сделав их моими свидетелями, что я выполню, согласно моим способностям и суждениям, эту клятву и этот договор.

Чтобы мой учитель в этом искусстве был наравне с моими родителями; сделать его своим партнером в моей жизни; когда ему нужны деньги, чтобы поделиться с ним моими; считать его семью своими братьями и обучать их этому искусству, если они хотят научиться ему, без гонорара или договора; передавать наставления, устные наставления и все другие наставления моим собственным сыновьям, сыновьям моего учителя, а также ученикам, которые приняли клятву врача, но никому другому.

Я буду использовать лечение, чтобы помочь больным, в соответствии со своими способностями и суждениями, но никогда не с целью причинить вред или совершить проступок. Я не буду никому вводить яд, когда его об этом попросят, и не буду предлагать такой курс. Точно так же я не дам женщине пессарий, чтобы вызвать аборт. Но я буду хранить чистоту и святость как свою жизнь, так и свое искусство. Я не буду использовать нож, даже, воистину, на страдальцах из камня , но уступлю место тем, кто в нем искусен.

В какие бы дома я ни вошел, я войду, чтобы помочь больным, и я буду воздерживаться от всех умышленных злодеяний и вреда, особенно от жестокого обращения с телами мужчины или женщины , рабами или свободными . И все, что я увижу или услышу в процессе своей профессии, а также вне моей профессии, при общении с мужчинами, если это будет то, что не следует публиковать за границей, я никогда не разглашу, считая такие вещи священными секретами.

Теперь, если я выполню эту клятву и не нарушу ее, пусть я навсегда заработаю репутацию среди всех людей за мою жизнь и мое искусство; но если я сломаю его и откажусь от себя, может случиться противоположное. — Перевод WHS Jones.

«Сначала не навреди»

Часто говорят, что фраза «Сначала не навреди» ( лат . Primum non nocere ) является частью клятвы Гиппократа. Фраза не фигурирует в присяге. Считается, что фраза «primum non nocere» восходит к 17 веку (подробное обсуждение этой фразы см. В статье ).

Еще одна эквивалентная фраза содержится в книге «Эпидемии» школы Гиппократа: «При обращении с болезнью практикуйте две вещи: либо помогите, либо не навредите пациенту». Считается, что эта точная фраза принадлежит английскому хирургу 19 века Томасу Инману .

Контекст и интерпретация

Клятва, возможно, является самым известным текстом Корпуса Гиппократа , хотя большинство современных ученых не приписывают ее самому Гиппократу, считая, что она была написана в четвертом или пятом веке до нашей эры. В качестве альтернативы, классический ученый Людвиг Эдельштейн предположил, что клятва была написана пифагорейцами , идея, которую другие подвергали сомнению из-за отсутствия доказательств школы пифагорейской медицины.

Его общие этические принципы также можно найти в других трудах Корпуса: Врач упоминает об обязанности хранить «святыни» медицины в медицинском сообществе (т.е. не разглашать секреты); также упоминается особое положение врача по отношению к своим пациентам, особенно женщинам и девушкам. Однако некоторые аспекты Клятвы противоречат образцам практики, установленным в других частях Корпуса. Наиболее примечательным является его запрет на использование ножа даже для небольших процедур, таких как литотомия , хотя другие работы в Корпусе содержат рекомендации по выполнению хирургических процедур.

Читайте также:  Секс во время месячных — ни в коем случае

Распространение ядовитых лекарств, безусловно, было бы аморальным для современных врачей, если бы это привело к убийству. Однако абсолютный запрет, описанный в Клятве, также запрещает эвтаназию . Сохранилось несколько свидетельств древних врачей, охотно помогавших самоубийцам. Было предложено множество объяснений запрета эвтаназии в Клятве: возможно, что не все врачи принесли Клятву, или что Клятва была направлена ​​на то, чтобы предотвратить широко распространенные опасения, что врачей могут использовать в качестве политических убийц.

Запрет Клятвы на аборты также не встречается в современных медицинских текстах. Текст Гиппократа « О природе ребенка» содержит описание аборта без каких-либо намеков на то, что он был морально неправильным, а описания лекарств от аборта многочисленны в древней медицинской литературе. В то время как многие христианские версии клятвы Гиппократа, особенно в средние века, прямо запрещали аборты, этот запрет часто опускается во многих клятвах, данных сегодня в медицинских школах США, хотя он остается спорным. Скрибоний Ларгус был непреклонен в 43 году нашей эры (самое раннее сохранившееся упоминание клятвы), что она исключает аборт.

Как и в случае со Скрибониусом Ларгусом, Соран , казалось, не сомневался, что Клятва Гиппократа запрещает аборты, хотя, очевидно, не все врачи строго соблюдали ее в его время. Согласно работе Сорануса 1 или 2 века нашей эры « Гинекология» , одна партия практикующих врачей запретила все аборты, как того требует Клятва Гиппократа; другая сторона, к которой он принадлежал, была готова прописать аборт, но только ради здоровья матери.

«Клятва» выделяется среди сопоставимых древних текстов по медицинской этике и профессионализму своим сильно религиозным тоном, что особенно затрудняет приписывание ее авторства Гиппократу. Такие фразы, как «но я буду хранить чистоту и святость как свою жизнь, так и свое искусство», предполагают глубокую, почти монашескую преданность искусству медицины. Тому, кто соблюдает Клятву, обещана «репутация среди всех людей за мою жизнь и мое искусство». Это сильно контрастирует с работами Галена о профессиональной этике, в которых используется гораздо более прагматический подход, в котором хорошая практика определяется как эффективная практика без ссылки на божества.

Тем не менее важность Клятвы в медицинском сообществе подтверждается ее появлением на надгробиях врачей, и к четвертому веку нашей эры она стала символом медицинской профессии.

Клятва продолжала использоваться в византийском христианском мире с ее ссылками на языческих божеств, замененными христианской преамбулой, как в рукописи XII века, изображенной в форме креста.

Современные версии и актуальность

Клятва Гиппократа затмили в качестве документа профессиональной этики более обширной, регулярно обновляемых этических кодексов , выдаваемых национальными медицинскими ассоциациями, такими как АМА кодекс медицинской этики (первый , принятый в 1847 году), а также британский Генеральный медицинский совет Добра «s Медицинская практика. Эти документы содержат исчерпывающий обзор обязанностей и профессионального поведения врача перед пациентами и обществом в целом. Врачи, нарушающие эти кодексы, могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, включая лишение их лицензии на медицинскую практику. Тем не менее, объем этих документов сделал их превращение в более короткие присяги привлекательным предложением. В свете этого факта, в наше время было предложено несколько обновлений присяги, некоторые из которых были шутливыми.

Клятва изменялась много раз.

В Соединенных Штатах большинство остеопатических медицинских школ используют остеопатическую клятву вместо или в дополнение к клятве Гиппократа. Остеопатическая клятва впервые была использована в 1938 году, а текущая версия используется с 1954 года.

Одна из наиболее значительных поправок была впервые внесена в 1948 году Всемирной медицинской ассоциацией (ВМА) и получила название Женевской декларации . «В период после Второй мировой войны и сразу после своего основания WMA выразила озабоченность состоянием медицинской этики в целом и во всем мире. WMA взяла на себя ответственность за установление этических принципов для врачей всего мира. Он отметил, что в тех лет обычай медицинских школ приносить клятву своим врачам после окончания учебы или получения лицензии на занятие медицинской практикой вышел из употребления или стал простой формальностью «. В Германии во времена Третьего Рейха студенты-медики не принимали клятву Гиппократа, хотя они знали этику «nil nocere» — не навреди.

В 1960-х годах клятва Гиппократа была изменена, чтобы требовать «предельного уважения к человеческой жизни с самого начала», что сделало ее более светским обязательством, которое следует принимать не в присутствии Бога или каких-либо богов, а только перед другими людьми. Когда Клятва была переписана в 1964 году Луи Лазанья , академическим деканом медицинского факультета Университета Тафтса, молитва была опущена, и эта версия была широко принята и до сих пор используется многими медицинскими школами США:

Я клянусь исполнить в меру своих возможностей и суждений этот завет:

Я буду уважать с трудом достигнутые научные достижения тех врачей, по стопам которых я иду, и с радостью поделюсь своими знаниями с теми, кто последует за ними.

Я буду применять на благо больных все необходимые меры, избегая этих двойных ловушек чрезмерного лечения и терапевтического нигилизма .

Я буду помнить, что медицина — это не только наука, но и искусство, и что теплота, сочувствие и понимание могут перевесить нож хирурга или лекарство в аптеке.

Мне не будет стыдно сказать: «Я не знаю», и я не премину позвонить своим коллегам, когда для выздоровления пациента необходимы навыки другого.

Я буду уважать конфиденциальность моих пациентов, поскольку их проблемы не раскрываются мне, что мир может знать. Особенно осторожно я должен поступать в вопросах жизни и смерти. Если мне дано спасти жизнь, всем спасибо. Но также может быть в моих силах забрать жизнь; эту огромную ответственность нужно решать с огромным смирением и осознанием своей слабости. Прежде всего, я не должен играть с Богом.

Я буду помнить, что лечу не диаграмму лихорадки, не злокачественную опухоль, а больного человека, болезнь которого может повлиять на его семью и экономическую стабильность. Моя ответственность включает эти связанные проблемы, если я должен надлежащим образом ухаживать за больным.

Я буду предупреждать болезнь, когда смогу, потому что профилактика предпочтительнее лечения.

Я буду помнить, что остаюсь членом общества с особыми обязательствами по отношению ко всем своим собратьям, здоровым душой и телом, а также к немощным.

Если я не нарушу эту клятву, пусть я буду радоваться жизни и искусству, буду уважать, пока жив, и вспоминать с любовью после этого. Пусть я всегда буду действовать так, чтобы сохранить лучшие традиции своего призвания, и пусть я надолго испытаю радость исцеления тех, кто обращается ко мне за помощью.

Читайте также:  Вопросы и ответы специалистов - Дерматолог

При обследовании 126 медицинских школ США в 1989 году только три сообщили об использовании первоначальной присяги, в то время как тридцать три использовали Женевскую декларацию, шестьдесят семь использовали модифицированную клятву Гиппократа, четыре использовали клятву Маймонида , одна использовала завет, восемь использовали другую клятву, один использовал неизвестную клятву, а двое не использовали никаких присяг. Семь медицинских вузов не ответили на опрос.

По состоянию на 1993 год только 14 процентов медицинских клятв запрещали эвтаназию, и только 8 процентов запрещали аборты.

В исследовании, проведенном в 2000 г. в медицинских школах США, все медицинские школы, существовавшие на тот момент, давали какую-либо профессиональную присягу. Среди школ современной медицины 62 из 122 использовали Клятву Гиппократа или ее модифицированную версию. Остальные шестьдесят школ использовали оригинальную или измененную Женевскую декларацию, присягу Маймонида или присягу, написанную студентами или преподавателями. Все девятнадцать остеопатических школ использовали Остеопатическую Клятву.

Во Франции выпускники медицинских вузов обычно подписывают письменную присягу.

Нарушение клятвы Гиппократа

Прямого наказания за нарушение клятвы Гиппократа нет, хотя спорным эквивалентом в наше время является врачебная халатность, которая влечет за собой широкий спектр наказаний, от судебных исков до гражданских наказаний. В Соединенных Штатах в нескольких важных судебных решениях содержится ссылка на классическую клятву Гиппократа, либо поддерживая, либо отклоняя ее рамки для медицинской этики: Роу против Уэйда , Вашингтон против Харпера , Сострадание при смерти против штата Вашингтон (1996), и Торберн против Управления исправительных учреждений (1998). В древности за нарушение клятвы Гиппократа наказание могло варьироваться от наказания до потери права заниматься медицинской практикой.

Медицинская этика Гиппократа. Клятва Гиппократа и её дальнейшие модификации.

Следующим этапом развития медицинской этики рабовладельческого общества является медицина Гиппократа. В этот период в Греции широко изучались философские вопросы этики и морали.

Согласно преданию, клятва восходит к прямым потомкам Асклепия, она переходила в устном виде, как семейная традиция, из рода в род. Записана Гиппократом клятва была впервые на ионийском диалекте древнегреческого языка в эллинистической Александрии при Герофиле (Herophilos, ок. 300 г. до н. э.) и Эразистрате и стала документом с III века до н.э.

Величайший врач древности Гиппократ первым попытался систематизировать правила медицинской этики на основании опыта медицины. В своей знаменитой «Клятве», в книгах «О враче» и «О благоприятном поведении», «Об искусстве», в «Афоризмах», написанных около двух с половиной тысяч лет назад, он создал кодекс моральных норм, обязательных для тех, кто на всю жизнь избрал врачевание своей профессией. Под влиянием идей Гиппократа в Древней Греции исключительное внимание уделялось нравственному облику врача. Нормы поведения врача были сформулированы в соответствии с существующими в тот период знаниями о человеке и его здоровье. Гиппократ рекомендовал направить на излечение больного усилия не только врача, но и всех окружающих: «Не только сам врач должен употребить в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности». Ни в одном трактате Гиппократа не говорилось о различии между свободными и рабами, за всеми признавались одинаковые права на внимание, заботу и уважение со стороны врача. Чтобы оценить гиппократовский гуманизм, следует отметить, что такие великие мыслители Древней Греции, как Платон и Аристотель, жившие после Гиппократа, еще считали раба «говорящим одушевленным орудием» и отказывали ему в праве называться человеком.

Гуманизм медицины Гиппократа заключается в том, что она самоотверженно служила каждому больному, независимо от его социального положения. Гиппократ создал свод законов для многих поколений врачей, и они достойно несут сквозь века факел истинного гуманизма, зажженный великим мыслителем. Обычно к концу срока обучения Гиппократ, обращаясь к своим ученикам с напутствием, говорил о том, что настоящий врач должен быть добрым, справедливым, человеколюбивым и бескорыстным, что он обязан помнить о внешнем приличии, быть скромным в одежде и поведении. Затем ученики произносили слова клятвы, величайшего памятника врачебной этики, ставшей впоследствии известной как «Клятва Гиппократа»:

«Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего низменного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что бы при лечении – а так же и без лечения – я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует корда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

«Клятва» содержит 9 этических принципов или обязательств:

· обязательства перед учителями, коллегами и учениками;

· принцип непричинения вреда;

· обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия);

· принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного;

· принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии;

· принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам;

· обязательство об отказе от интимных связей с пациентами;

· обязательство личного совершенствования;

· врачебная тайна (принцип конфиденциальности).

Гиппократ, создавая клятву, однако, преследовал и свои меркантильные интересы — чтобы его ученики делились с ним заработанным. Он первым начал брать деньги за обучение, чем очень удивил своих современников ( до этого медицине обучали сыновей или за «службу» при храме). Ему же принадлежит высказывание: » Приступая к лечению больного, врач должен договориться о сумме вознаграждения — это дает больному надежду на выздоровление. Ибо бесплатно лечатся только безнадежные больные«. Нельзя не упомянуть, что некоторые рекомендации Гиппократа противоречат благородным принципам «Клятвы». Говоря о тактике лечения неизлечимых болезней, он не советует врачам их лечить, чтобы не потерять практику. По его мнению, «медицина не должна протягивать руку к тем, кто уже побежден болезнью» и т. д.

Читайте также:  Почему ребенок не спит в кроватке

Тем не менее, с именем Гиппократа связано представление о высоком нравственном облике и образце этического поведения врача. Многие положения «Клятвы Гиппократа» не потеряли значения до наших дней.

В работах Гиппократа много внимания уделено нормам взаимоотношений между врачами. Если врач затрудняется в диагнозе или лечении, он обязан посоветоваться со своими коллегами. «Нет ничего постыдного, если врач, затрудненный в каком-либо случае у больного и не видя ясно по причине своей неопытности, просит пригласить других врачей, с которыми он мог бы совместно выяснить положение больного и которые посодействовали бы ему найти помощь… Врачи, вместе осматривающие больного, не должны ссориться между собой и высмеивать друг друга, ибо я с клятвою заверяю, что никогда суждение одного врача не должно возбуждать зависть другого, это значило бы показывать свою слабость».

Какое значение придавали во времена Гиппократа нравственному облику врача, свидетельствует тот факт, что книга «О враче», предназначенная для начинающих врачей, открывается разделом, в котором рассказывается, каким должен быть врач, его кабинет, о том, что в кабинете все должно быть приспособлено для пользы больного. Кроме того, что врач должен иметь хороший внешний вид, хорошую одежду, быть благоразумным, он должен быть «по своему нраву человеком прекрасным и добрым и, как таковой, значительным и человеколюбивым»…«Он должен быть справедливым при всех обстоятельствах, ибо во многих делах нужна бывает помощь справедливости, а у врача с больными немало отношений: ведь они поручают себя в распоряжение врачам»….

Даже для современного врача интересно описание Гиппократом врачебного кабинета, интересно потому, что с точки зрения Гиппократа все в кабинете должно быть подчинено пользе больного. Он пишет об удобстве места, степени яркости света (чтобы «не расстроил слабые глаза»), о высоте стульев для больных, о воде для питья, о чистых и мягких вещах для вытирания ран, глаз и т. д.

В своих трудах Гиппократ формирует главное деонтологическое правило:

Для них важен каждый пациент

Эпидемия коронавируса показала, что профессия медицинского работника – одна из важнейших, и сейчас ее представители стоят на передовой в борьбе с пандемией COVID-19. День медицинского работника в нашей стране существует уже около сорока лет. В СССР праздник отмечался на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях». В Российской Федерации, а также в Казахстане, Беларуси, Украине и Армении почитают тех, кто давал клятву Гиппократа, в третье воскресенье июня.

В честь этого события первые лица страны вручают медикам знаки отличия. Звания «Заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации» и «Заслуженный врач Российской Федерации» присуждаются тем, кто, как правило, проработал в профессии более 20 лет и внес в медицину существенный вклад.

В преддверии этого дня организуются пресс-конференции, собрания медицинских работников, научные симпозиумы.

Все слышали о клятве Гиппократа, но мало кто знает ее историю.

Византийская рукопись клятвы Гиппократа в форме креста

Она была написана примерно в III веке до нашей эры – это один из самых древних текстов античных врачей, сохранившейся до наших дней. Гиппократ – почитаемый древнегреческий врач, который жил в V-IV веках до нашей эры. Его труды по клинической медицине, а также индивидуальный подход к каждому больному, обеспечили Гиппократу большое уважение даже после его смерти. Как основоположник античной научной медицины, Гиппократ объясняет происхождение болезней не вмешательством богов в судьбу человека, а изменением состава четырех жидкостей организма – крови, флегмы (слизи), желчи и черной желчи.

Труды Гиппократа и его современников вошли в «Сборник Гиппократа», оказав, в дальнейшем, большое влияние на европейскую медицину.

Ученый в своей работе отличался милосердием и гуманностью. Своим долгом он посчитал составить собственный кодекс для древнегреческих врачей.

Считается, что клятвы, формулирующие моральные нормы поведения врача, существовали еще в Древнем Египте. Согласно преданию, клятва восходит корнями к прямым потомкам Асклепия – в древнегреческой и древнеримской мифологиях бога медицины.

Клятва была впервые записана Гиппократом в эллинистической Александрии при Герофиле (Herophilos, ок. 300 г. до н. э.) и Эразистрате. Так, она стала документом с III века до нашей эры.

«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно, и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому».

(Фрагмент сочинения «отца медицины» Гиппократа)

С тех пор текст клятвы многократно редактировался, переводился на разные языки, частично меняя ее первоначальный смысл. Задавая высокую нравственную планку, клятва была большим достижением для своего времени. В христианском мире она была принята, но текст претерпевал расширение и уточнение.

Меняется вступление: «Да будет благословен Бог, Отец Господа нашего Иисуса Христа, Который благословен во веки веков; я не лгу».

В конечном итоге, главная цель – сохранить не первоначальный текст клятвы, а дух Гиппократовой этики.

В СССР клятва Гиппократа трансформировалась в Присягу советского врача, а с начала 90-х годов, вследствие неактуальности понятия «советский», выпускники медицинских вузов принимали Присягу врача России. Сейчас новоиспеченные врачи дают «Клятву врача», текст которой установлен статьей 71 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В неформальной беседе клятва Гиппократа используется как синоним для законодательно утверждённых вариаций «клятвы врача», которая в европейской культуре восходит к «Клятве» Гиппократа, и произносится в торжественной обстановке.

Таким образом, к профессии медицинского работника во все времена относились с особым трепетом и уважением.

Портал «Научная Россия» поздравляет всех медицинских работников с праздником и выражает искреннюю признательность за их тяжелый и самоотверженный труд.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников.

Ссылка на основную публикацию
Творог 18% жирности польза и вред, состав, калорийность, цена, виды творога, технология производства
Сколько калорий в твороге? Сколько калорий в домашнем твороге? Творог – это уникальный диетический продукт. Благодаря высокому содержанию кальция и...
Такая разная металлокерамика или почему синеют десны
Восстановление эстетики десны В некоторых случаях, после хирургического или ортодонтического лечения, а также с возрастом в результате неправильного прикуса может...
Таламус — это отдел мозга структура, функции, за что отвечает
Таламус — это отдел мозга: структура, функции, за что отвечает Человеческий мозг – это уникальное устройство, которое принимает и перерабатывает...
Творог или творожный продукт — что лучше выбрать и употреблять
Что такое творожный продукт? чем отличается от творога? Творожный продукт - молочный продукт, молочный составной продукт или молокосодержащий продукт, произведенный...
Adblock detector