Транспортные и лечебные шины

Десмургия

Десмургия (от греч. δεσμός – повязка и έργον – дело) – раздел медицины, посвященный правилам наложения повязок.

В зависимости от применяемого материала повязки делят на мягкие (бинтовые, безбинтовые, упрощенные, клеевые) и твердые (декстрогенные, крахмальные, гипсовые).

К безбинтовым повязкам относятся лейкопластырные, косыночные, клеевые, Т-образные, пращевидные, а также повязки с пленкообразующими веществами.

Лейкопластырная повязка применяется при небольших ранах, для сближения краев гранулирующих ран, при переломе ребер, после вправления пупочной грыжи. Пластырь накладывают липкой стороной непосредственно на небольшие раны после их обработки спиртовым раствором йода или поверх перевязочного материала полосками различной формы. Полоски должны захватывать участки кожи в окружности перевязочного материала.

Косынкой называется треугольный кусок материи или платок, сложенный по диагонали. Наиболее удобна перевязь для фиксирования руки. Середину косынки кладут под согнутое под прямым углом предплечье, один конец идет между туловищем и рукой, другой – поверх руки. Концы завязывают на шее. В качестве импровизированной косыночной повязки можно применить полоску материи, полотенце, полу пиджака.

Пращевидная повязка – полоска бинта или материи, оба конца которой надрезаны продольно. Она чаще применяется на лице, подбородке, затылке и темени.

Т-образная повязка – полоска материи или бинта, к середине которой пришита или через нее перекинута другая полоска. Горизонтальная часть фиксируется вокруг талии, а вертикальная проходит через промежность и завязывается или прикрепляется булавками к первой полоске.

Бинтовые повязки наиболее физиологичны, оказывают равномерное давление на поврежденные ткани. Пострадавшая часть тела должна находиться в удобном, физиологическом положении, быть неподвижной и доступной для бинтующего. Нога выпрямлена, стопа находится под прямым углом, рука согнута в локте, плечо в небольшом отведении от туловища, пальцы в легком сгибании с противопоставлением первого и пятого пальцев. При бинтовании области таза, живота и бедра лучше использовать специальные подставки или раздвижные столы.

Бинтующий должен постоянно следить за состоянием пострадавшего. Бинтование ведут снизу вверх, слева направо, т.е. по часовой стрелке. Правой рукой раскручивая бинт, левой рукой удерживают и расправляют его ходы.

Каждый оборот бинта должен прикрывать предыдущий наполовину или на 2/3 его ширины. Закрепляют конец бинта на стороне, противоположной ране, разрезав его по длине и обвязав вокруг забинтованной части. При бинтовании пользуются следующими видами бинтовых повязок: круговой (циркулярной), спиральной, ползучей, крестообразной или восьмиобразной, колосовидной и черепашьей.

Иммобилизация (от лат. immobilis – неподвижный) – придание неподвижности определенной части тела человека при различных повреждениях.

Различают следующие виды транспортной иммобилизации.

  • • примитивная иммобилизация, когда используются здоровые участки тела самого пострадавшего. Например, при повреждении ноги ее прибинтовывают к другой, здоровой ноге. Поврежденную руку прибинтовывают к туловищу;
  • • иммобилизация подручными средствами. В качестве таких средств можно использовать палку, кусок доски и т.д.;
  • • иммобилизация транспортными шинами, заранее приготовленными заводским путем.

Транспортные шины делятся на две группы – фиксационные и дистракционные.

Фиксационные шины. С помощью этих шин создается неподвижность поврежденного участка тела. Известно несколько видов фиксационных шин. Лестничная шина (Крамера) изготовлена из мягкой проволоки. Этой шине можно придать любую форму, необходимую для иммобилизации того или иного участка тела. Сетчатая шина (Фильберга) представляет собой сетку, изготовленную из мягкой проволоки. Легко сворачивается в рулон. Применяется в основном для иммобилизации предплечья, кисти и стопы. Фанерные шины изготовляются чаще всего в виде желоба, они удобны для иммобилизации предплечья и голени.

Читайте также:  Что лучше выбрать Металлокерамику или Цирконий

Дистракционные шины. Из этой группы шин наибольшее распространение получила шина Дитерихса, которая состоит из четырех частей: подошвенной, наружной (большого размера), внутренней и палочки-закрутки со шнурком. Применяется при повреждениях нижней конечности и тазобедренного сустава.

При наложении транспортных шин необходимо соблюдать следующие правила:

  • • помимо зоны повреждения, шина должна фиксировать два соседних сустава;
  • • при иммобилизации не следует производить грубые, резкие манипуляции;
  • • одежду с пострадавшего не снимают;
  • • повязку накладывают только на поврежденный участок;
  • • шину покрывают ватно-марлевыми прокладками (чтобы не травмировать мягкие ткани).

Наложение лестничной шины. Предварительно шину моделируют по профилю того участка тела, на который она будет наложена. Так, при переломе плечевой кости шина должна начинаться от внутреннего края лопатки здоровой стороны, идти вдоль наружной поверхности полусогнутой в локтевом суставе приведенной руки и заканчиваться, несколько выступая за кончики пальцев.

При повреждении предплечья верхним уровнем шины является средняя треть плеча, нижним – кончики пальцев. При повреждении шеи из лестничных шин изготовляют своеобразный шлем: одну изгибают во фронтальной плоскости по контуру головы и обоих надплечий, другую – в сагиттальной плоскости по контуру головы, шеи и спины. Шины связывают между собой, покрывают ватно-марлевыми прокладками и фиксируют к голове и обоим надплечьям.

Поврежденную голень лучше фиксировать с трех сторон: одну шину моделируют по задней поверхности голени и стопы от кончиков пальцев до средней трети бедра, две другие фиксируют по бокам голени (наружная и внутренняя), причем подошвенную их часть сгибают в виде стремени для более прочной фиксации голеностопного сустава

Наложение шины Дитерихса. Подошвенную часть шины фиксируют бинтом к подошвенной поверхности стопы. Наружную часть раздвигают и закрепляют с таким расчетом, чтобы она начиналась от подмышечной впадины и, вставленная в металлическую пружину в подошвенной части, выступала за нее на 8–10 см. Внутреннюю часть шины подготавливают таким образом, чтобы она упиралась в пах и проходила через металлическую проушину подошвенной части, выступая за нее на 8–10 см.

На конечности шину фиксируют циркулярными ходами бинта. Вверху наружную часть шины фиксируют двумя ремнями. С помощью палочки-закрутки осуществляют вытяжение за подошвенную часть шины

13.2. Виды транспортных шин

Шина — основное средство транспортной иммобилизации, представляет собой любую твердую накладку достаточной длины.

Шины могут быть импровизированные (из подручного материала) и специально сконструированные (стандартные).

Стандартные шины выпускаются промышленностью и могут быть изготовлены из дерева, фанеры [шины Центрального института травматологии и ортопедии (ЦИТО)], из металлической проволоки (сетчатые, лестничные шины Крамера) (рис. 13-2), пластмассы, резины (надувные шины) и других материалов.

Для осуществления иммобилизации необходимы также бинты, которыми шины фиксируются к конечности; вата — для прокладок под конечность. Бинты можно заменять подручными средствами: ремнем, полосами тканей, веревкой и т.п. Вместо ваты могут использоваться полотенца, матерчатые прокладки, пучки сена, травы, соломы и т.п.

Рис. 13-2. Лестничные шины Крамера

В 1932 г. профессор Дитерихс предложил деревянную шину для иммобилизации нижней конечности при повреждениях бедра, тазобедренного и коленного суставов и верхней трети голени. Эта шина используется и в настоящее время и является самым надежным способом для транспортной иммобилизации (рис. 13-3).

Рис. 13-3. Шина Дитерихса

Шина состоит из двух деревянных костылей — наружного и внутреннего, подошвы и закрутки со шнуром. Костыли раздвижные, состоят из двух бранш — верхней и нижней. Верхние части бранш оканчиваются упорами для подмышечной впадины и промежности.

Читайте также:  Грудино-ключичный сустав 4

Также в них имеются прорези и отверстия для фиксации их к конечности и туловищу с помощью пояса, лямки или бинта. Внутренний костыль на нижней бранше имеет откидную планку с круглым окном для шнура и пазом для выступа нижней бранши наружного костыля.

На подошве имеются два ушка, предназначенные для проведения костылей, и две петли для закрепления шнура.

Лестничная шина Крамера. Представляет собой длинную раму из толстой проволоки с поперечными перекладинами (рис. 13-4 а-г).

Она легко может быть изогнута в любом направлении, т.е. отмоделирована. В каждом конкретном случае шину готовят индивидуально в зависимости от поврежденного сегмента и характера травмы. Можно использовать одну, две или три шины одновременно. На рис. 13-4 показана фиксация плеча проволочной шиной Крамера.

Рис. 13-4. Шина Крамера с ватно-марлевой подкладкой. Фиксация плеча при помощи шины Крамера

Подбородочная шина. Имеет вид желобовато изогнутой в продольном и поперечном направлениях пластмассовой пластины, ее используют при переломах нижних челюстей (рис. 13-5).

Рис. 13-5. Подбородочная шина

Отверстия в шине предназначены для стока слюны и крови, также для фиксации западающего языка лигатурой. Боковые конечные отверстия имеют по три крючка для крепления петель головной шапочки.

Пневматические шины. Являются наиболее современным методом транспортной иммобилизации. Эти шины обладают определенными преимуществами: при надувании они автоматически почти идеально моделируются по конечности, давление на ткани происходит равномерно, что исключает пролежни. Сама шина может быть прозрачной, что позволяет контролировать состояние повязки и самой конечности. Особенно заметны ее преимущества при синдроме длительного сдавливания, когда необходимо тугое бинтование конечности с иммобилизацией. Однако с помощью пневматической шины невозможно провести иммобилизацию при повреждениях бедра, плеча, так как эти шины не предназначены для фиксации тазобедренного и плечевого суставов.

Разновидностью пневматической шины являются вакуумные носилки, которые используют при переломах позвоночника и таза.

Для иммобилизации верхней конечности часто используют стандартную медицинскую косынку, которая представляет собой треугольный кусок ткани. Применяется она в виде самостоятельного средства иммобилизации и в качестве вспомогательного, чаще для поддерживания в подвешенном состоянии плеча и предплечья.

Транспортная иммобилизация

Различают следующие виды транспортной иммобилизации:

  • 1) примитивная (нога прибинтовывается «другой ноге);
  • 2) иммобилизация подручными средствами (палка, доска, фанера и др.);
  • 3) иммобилизация транспортными шинами: фиксационными, шиной Крамера, или лестничной, шиной Фильбер- га, или сетчатой шиной, транспортной пластмассовой, шиной медицинской пневматической, дистракционными шинами — шина Дитерихса, транспортная шина Гиндина (рис. 34).

Рис. 34. Транспортная иммобилизация при переломе костей голени (а), бедра (б): иммобилизация нижней конечности пневматической шиной (в)

Общие правила наложения шин:

  • 1. Перед наложением транспортной шины необходимо осторожно и тщательно осмотреть место повреждения, остановить кровотечение, произвести туалет раны, наложить асептическую повязку, произвести инъекцию анальгетика: если фельдшер владееттехникой местного обезболивания, то рекомендуется в область закрытого перелома ввести 20 мл 2%-ного раствора новокаина по методу А. В. Вишневского.
  • 2. Наложение шины производят непосредственно на месте происшествия, так как переноска пострадавшего даже на короткие расстояния без хорошей иммобилизации недопустима.
  • 3. Шину необходимо наложить так, чтобы она надежно иммобилизовала два соседних с местом повреждения сустава (выше и ниже места повреждения), а при переломах плеча и бедра — три сустава.
  • 4. Конечности перед наложением шины желательно придать физиологическое положение.
  • 5. При закрытых переломах (особенно нижней конечности), накладывая шину, желательно по возможности произвести легкое и весьма осторожное вытяжение поврежденной конечности по оси, которое следует продолжать до полного наложения иммобилизирующей повязки.
  • 6. При открытых переломах, когда из раны выступают отломки костей, вправление их ни в коем случае не следует делать.
  • 7. Снимать одежду и обувь с пострадавшего не следует, так как это не только причинит боль, но и может вызвать дополнительную травму.
  • 8. При всех открытых повреждениях, прежде чем приступить к иммобилизации, нужно остановить кровотечение, наложить на рану асептическую повязку и конечность фиксировать в таком положении, в котором она находилась.
  • 9. При наложении шины следует отказаться от наложения жгута, особенно при отсутствии достаточных показаний.
  • 10. Нельзя накладывать шину непосредственно на голое тело: предварительно ее необходимо покрыть мягким материалом (ватой, полотенцем, одеждой и т. д.). Нужно следить за тем, чтобы концы шины не врезалась в кожу и не сдавливали кровеносные сосуды или нервы.
  • 1 1. При повреждении суставов для иммобилизации применяют те же средства и способы, что и при повреждениях кости. но вытяжение делать не следует.
  • 1 2. При перекладывании пострадавшего с наложенной шиной на носилки необходимо аккуратно и бережно обращаться с поврежденной конечностью или частью тела, которую должен поддерживать помощник.
  • 13. Шина должна быть тщательно прибинтована к поврежденной конечности (рис. 35).
Читайте также:  Что значит снижение температуры тела до 36,0 градусов или ниже о чем это свидетельствует

Рис. 35. Иммобилизация при переломе костей предплечья (а) и плеча (б)

  • 1. Передвижение с поддержкой пациента.
  • 2. Переноска на руках.
  • 3. Переноска на спине.
  • 4. Переноска пациента двумя помощниками, руки фиксируются в виде «замка».
  • 5. Переноска пациента в полусидячем положении.
  • 6. Переноска пациента на носилках.

В зависимости от вида повреждения пациенту на носилках придают соответствующие положения:

  • 1. Обычное положение на спине, со слегка приподнятой головой. вытянутыми верхними конечностями.
  • 2. При ранениях головы — на спине, с приподнятой верхней частью туловища и головой. Под голову подкладывают одеяло, свернутое в виде желоба (фиксация головы).
  • 3. При ранении передней части шеи и верхних дыхательных путей — полусидячее положение с головой, наклоненной вперед (подбородок соприкасается с грудью), при повреждении шейных позвонков — ватный или пластмассовый воротник (рис. 36).

Рис. 36. Ватно-марлевый воротник Шанца

  • 4. При ранении живота — на спине с согнутыми в коленях ногами (одеяло или валик под колени).
  • 5. При ранении в грудь — полусидячее положение или на раненом боку.
  • 6. При закрытом повреждении позвоночника — на щите, таза — на спине, при открытых — на боку или животе (под колени или поясницу валик).
  • 7. При повреждении верхних конечностей — на спине с некоторыми наклонами на здоровый бок. Предплечье помещают на грудь или живот.
  • 8. При повреждении нижних конечностей — на спине с приподнятой поврежденной конечностью.

При лечении повреждений опорно-двигательного аппарата существует два основных метода: консервативный и оперативный.

К средствам фиксации относятся:

1) гипсовые повязки (рис. 37);

Рис. 37. Гипсовая повязка при переломе лучевой кости

2) различные шины и аппараты (рис. 38);

Рис. 38. Лейкопластырное вытяжение на шине ЦИТО при переломе плеча

  • 3) средства мягкой фиксации (бинты, лейкопластырные повязки);
  • 4) скелетное вытяжение (рис. 39).

Рос. 39. Вытяжение на шине Велера: лейкопластырное за голень и скелетное за бедро

Ссылка на основную публикацию
Трава красная щетка, трава боровая матка
Красная щетка Показания к применению Применяется в качестве биологически активной добавки к пище для женщин - источника флавоноидов. Состав: корневища...
Топ-10 лучших пробиотиков на 2020 год в рейтинге Zuzako
12 лучших пробиотиков Беспокоят проблемы с кишечником? Лучшие пробиотики восстановят баланс микрофлоры и наладят работу желудочно-кишечного тракта. Какие пробиотики лучше...
Топ-10 лучших свечей от геморроя на 2020 год в рейтинге Zuzako
15 эффективных свечей от геморроя Характеристика в рейтинге Вне зависимости от того, какой из факторов привел к гиперплазии кавернозных тел,...
ТРАВАТАН капли — инструкция по применению, дозировки, аналоги, противопоказания — Здоровье
Траватан в Москве Траватан Инструкция по применению Цена на Траватан от 775.00 руб. в Москве Купить Траватан в Москве можно...
Adblock detector